Евгения Лифантьева
Родилась в г. Орехово-Зуево. По основной профессии — журналист. Училась в Иркутском университете. Работала в районных и региональных газетах Красноярского края и Омской области. В данный момент — помощник депутата Омского горсовета. Автор романа «Орк-лекарь» (ЭКСМО,) нон-фикшн («Тобольск и вся Сибирь») и рассказов, которые выходили в сборниках «Аэлита» (Екатеринбург), «Реликт 0,9999» (ЭКСМО), «Складчина» (Омск), «Под часами» (Смоленск), «Признание», «Огни Кузбасса», «Вольный лист» и в журнале «Уральский следопыт».
Наталья Чернышева
Родилась в Ставропольском крае, уехала учиться в Ростов-на-Дону в РИНХ, потом переехала в Петербург. Есть публикации в журнале «Химия и жизнь» и межавторских сборниках «Аэлита-13», «Зеркальная волна-2», «Фантастика без границ». Пишет фантастику и фэнтези: серия «Дочь княжеская», фантастическая трилогия Мемуары Энн Ламберт, городская мистика «Тайны тёмной осени». Всего 17 романов. Три книги изданы в Т8 Руграм.
Зазеркалье, или Сайты прямых продаж.
Литература умерла — да здравствует литература!
Евгения Лифантьева: Author.today
Сайты прямых продаж принципиально отличаются от «бумажных» издательств, литературных сайтов в классическом понимании (вроде «Текстуры»), сайтов литературных журналов или сетевой библиотеки.
Сайты прямых продаж появились во второй половине десятых годов XXI века. Сейчас, кроме Автор.Тудей, есть ЛитНет, ЛитМаркет и еще несколько. Историю появления сайтов прямых продаж в шутливой форме описал Вадим Нестеров:
«Сначала был Самиздат, ничего, кроме СИ, не было, заполнял собой СИ всю Вселенную, и все сидели на СИ. Но не было денег на СИ, и уставшие звенеть своими яндекс-кошельками женщины-писательницы взбунтовались, как и их прародительница Ева. И ушла группа авторшей с СИ, и создали они «Призрачные миры», где стали писать то же, но за деньги. Божьих тварей должно быть в мире больше чем один, поэтому вслед за ПМ появились тоже женский Продаман и «общая» Целлюлоза. Потом в мире появилась Лит-Эра, нынешний Литнет, и было сие первым промышленным производством после кустарных мануфактур. Потом в мире возник второй автоматизированный заводик — Автор.Тудей. И была у них война между двумя заводами, и бились они от рассвета и до заката, и разделили они всех между собой. На мужчин и женщин. Потом прискакали опоздавшие к разделу два коня блед: жадные, но все равно потенциальносцукоопасные «Литрес-Самиздат» и «Литрес-Черновик». Последним пришёл Литмаркет и ждёт он чуда, яко благодати господней».
В общем, есть несколько сайтов, они конкурируют между собой и дают писателям возможность зарабатывать литературным трудом без издательской «прокладки».
Главное следствие появления сайтов прямых продаж, где автор может заработать реальные деньги (а не то, что считают деньгами в издательствах, выплачивая авторам гонорары) — это постепенное появление в коммерческой прозе все более талантливых людей. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Взлет реалистической прозы во второй половины XIX века был отчасти следствием того, что газеты печатали романы с продолжением и хорошо за это платили. Возможность прямых продаж должна привести к тому, что в массовых жанрах будет появляться все больше талантливых авторов, которые пишут одновременно и жанровую, и «неформатную» прозу.
Как работает Автор.Тудей?
Думаю, Вадим Нестеров все же перегнул палку, назвав его «заводиком». Это скорее огромный рынок с автоматизированным предоставлением каждому продавцу торгового места и проводкой финансов от покупателя к продавцу. Владельцы АТ, кстати, ребята не жадные, забирают себе не более 10%.
Для того, чтобы начать продавать тексты на АТ, автор должен получить коммерческий статус. Автоматически он дается тем писателям, которые два и более раза публиковали «сольники» в крупных издательствах «в бумаге» — ЭКСМО, АСТ и т.д. Если публикаций нет, нужно добиться определенного количества «часов прочтения» своих текстов на сайте. Авторы, не имеющие коммерческого статуса, публикуют произведения бесплатно и стараются дотянуться до коммерческой «планки». Или не стараются — просто тусуются. Создают литературную среду.
Каждый автор на АТ имеет рейтинг. Он рассчитывается автоматически по придуманной владельцами сайта формуле, в которой учитывается количество заходов читателей в тексты, количество «часов прочтения» (сколько времени каждый текст оставался открытым на компьютере или смартфоне читателя), количество лайков, наград, продаж, общий объем выложенного текста и какие-то еще параметры. Формула достаточно корректная, поэтому можно уверенно сказать: чем выше рейтинг писателя, тем больше его читают.
К качеству самих текстов рейтинг имеет достаточно опосредованное отношение. Важнее правильное позиционирование: насколько произведение отвечает ожиданиям массового читателя, насколько удовлетворяет его потребности. Важно настроение читающей массы, мода и «резонанс» в информационном пространстве. То есть многое зависит не от мастерства писателя, а от внешних обстоятельств и того, насколько конкретный текст соответствует этим обстоятельствам.
Хотя для достижения настоящей популярности литературные достоинства произведений тоже важны. Легко воспринимающийся язык, динамичность и внутренняя драматургия сюжета, узнаваемость и небанальность образов — все это тоже важно.
Об авторах
В ТОПе авторов первое место сегодня занимает Кирилл Клеванский, которого во многом можно считать «лицом» АТ. Стартовал он в 2013 году в серии «Магия фэнтези» в «Альфа-книге» с циклом романов «Колдун» (на тот момент Кириллу было 20 лет). Все крупные издательства в то время занимались тем, что подвергали читателя «ковровым бомбардировкам» неизвестными и малоразличимыми авторами. Тиражи были мизерными и постоянно уменьшались, гонорары — копеечными. В серии «Магия фэнтези» вышли четыре тома «Колдуна», но большого дохода, видимо, автору это не принесло. Парень мог вообще уйти из литературы, бросив «детские игры в писателя». Однако именно тогда появились первые сайты прямых продаж, и Кирилл, что называется, «попал в струю».
«Колдун» — стандартный юношеский роман, в котором автор подражает всему, что сам читал до того времени, и при этом старается избежать тех вещей, которые его самого раздражают в чужих книгах. В начале десятых на СИ была дискуссия о «марти-сью» и количестве «сверхспособностей», которыми автор имеет право наделять своего героя. Кирилла, видимо, уже тоже тошнило от «супер-пупер-попаданцев», и основной персонаж «Колдуна» в первых главах — попаданец в тело раба в магическом мире.
Если описывать произведения Кирилла Клеванского в литературоведческих терминах, то речь идет об авантюрных романах с элементами боевика, в качестве антуража используется условный «магический» мир или — в его новой серии — мир Земли после катастрофы, вызванной «открытием порталов» и проникновением к нам магии и различных чудовищ.
Однако Кирилл чем-то «зацепил» потенциального читателя и сумел добиться популярности. Если судить по открытой статистике просмотров и наград (статистику продаж сайт показывает только владельцу странички), то сейчас только на АТ Кирилл зарабатывает порядка миллиона в месяц. Конечно, из этой суммы нужно вычесть налоги, расходы на рекламу и «предпродажную подготовку» (например, оплату работы корректора). Но факт есть факт: все «настоящие» литераторы могут изойти ядом, ругая тексты Кирилла Клеванского и рассуждая про то, что «миллионы мух не могут быть неправы». Но его романы люди не просто читают — за них платят. И весьма неплохо.
Дем Михайлов — №3 в рейтинге на данный момент. Один из основоположников метода ЛитРПГ, интересен также своей биографией: родился в Узбекистане, 12 лет жил и работал в Турции, сейчас пытается «зацепиться» в России.
Кстати, в ТОП-50 и вообще на АТ высок процент русскоязычных авторов, живущих за рубежом, не только в бывших советских республиках, но и во всех концах света, от Южной Америки до Китая. Из биографий многих вполне можно сделать самостоятельное произведение. Некоторые даже так и делают. Например, вот сборник мемуарных рассказов Марики Становой (№127 ТОПа) «Смех и ужас врача-эмигранта». Как написано в аннотации, «Байки, анекдоты и жуткенькие ситуации, накопившиеся за 30 лет ветеринарной практики, а также переездов из России в Чехию через Израиль. Голимый реал». Так оно и есть. Чисто биографическая вещь читается как авантюрный роман.
Из россиян доминируют провинциалы, так как в столицах, видимо, проще заработать сценаристом или «литнегром», чем отправляться в «индивидуальное плавание» прямых продаж на свой страх и риск.
Еще автор из ТОП-50 АТ — Артем Каменистый (№5). Начинал в нулевые, был достаточно известен как автор «второго эшелона» крупнейших российских издательств. Участвовал в межавторских циклах, несколько раз номинировался на премии фантастических конвентов. Интересен попытками социального моделирования поведения групп людей в необычных обстоятельствах. С жанровой точки зрения его романы можно отнести к боевикам, но все же основное в них — внежанровый принцип научной фантастики, который формулируется фразой «что будет, если…» О своем творчестве пишет так: «В моих книгах вы не найдете следующих популярных явлений и персонажей: суперменов без страха и упрёка, эльфов со всем сопутствующим мифологическим биоценозом, сложнейших магических технологий, глубоких научно-фантастических идей и философских рассуждений. Если вас интересует только это, просьба не читать. Фантастика меня привлекает как жанр, где можно легко поместить человека в необычные условия и посмотреть, что из этого получится. Эстетам читать не рекомендуется: герои вполне обычные люди с понятными устремлениями, их лексикон несложен, вам не понравятся отдельные выражения и некоторые неприятные черты характера персонажей. Книги насыщены боевыми эпизодами, но они не делают погоды: любители «стрелялок» только зря потратят время». (Цитата со странички автора на «Фантлабе»).
О тенденциях
Если еще десять лет назад на пике моды были темное фэнтези, «попаданцы в альтисторию» или «попаданцы в магические миры» (то есть фанфик вообще на всю фэнтези вместе взятую), то сегодняшняя мода — ЛитРПГ, то есть киберпанковская схема «приключений в игре». Предтечей ЛитРПГ были «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, однако тот задавал вопрос соотношений реального и виртуального мира, ставил проблему бегства людей от реальности, тотального эскапизма и так далее. Сегодня ЛитРПГ — всего лишь технический прием. Реальность, от которой герои уходят в виртуал, настолько отвратительна, что читатель не задается вопросом «Чего герою не хватало в нашем мире?».
Реальный мир в ЛитРПГ — дерьмо по определению, это не имеет смысла даже обсуждать.
Вот два примера.
Сергей Вишневский, 17-е место ТОПа. В цикле романов «Бегающий сейф» один из героев в реальности — инвалид, бывший военный, второй — безработный отец семейства, дошедший до последней степени нищеты из-за кризиса. Оба соглашаются на игру в «полном погружении» ради денег. Один хочет купить протезы, второй — прокормить семью и перебраться с Луны, где в кризис нет работы, в более оживленное место.
Иван Магазинников — 38-е место ТОПа. В цикле романов «Мертвый инквизитор» герой — программист, который стал опасен для крупной корпорации, и его «засунули» в игру вместо того, чтобы убить. Убийство создало бы проблемы с законом, а игрок в полном погружении для закона все равно что безумец. Он не опасен.
То есть «внешняя» оболочка сюжета в ЛитРПГ практически везде — киберпанк и нуар, причем без социального протеста, просто как некая данность. Схема же приключений — классический авантюрный роман с элементами боевика. Единственная особенность — каждое успешное действие героя повышает его собственные возможности и позволяет решать все более сложные задачи.
Совсем свежая мода — РеалРПГ, где действие происходит в мире, очень похожем на наш, но ставшим антуражем игры. Есть еще некое «бояръ-анимэ». «Бояръ-анимэ» — следствие влияния японской и корейской масскультуры, в которых нет индивидуального приключения, есть некая «борьба кланов». Однако по структуре текста это все тот же боевик.
Практически весь ТОП АТ смоделирован на базе антиутопий. О том, как из «Лабиринта отражений» выросла ЛитРПГ, я уже написала. Все остальные варианты антуража ведут свое происхождение от таких же неформатных вещей или, что сейчас чаще, от популярных фильмов. Появляется идея — и на ее основе делается антураж «массового использования».
Военная катастрофа, гибель цивилизации? Зомби-апокалипсис? Пожалуйста, навалом. Стругацкие с их «зоной»? Пожалуйста — и «С.Т.А.Л.К.Е.Р» с точками и прочая чернобыльщина.
Такое ощущение, что рамки современной цивилизованной жизни гнетут и авторов, и читателей, и они радостно встречают и тиражируют каждую новую идею на тему того, как отправить этот мир в тартарары.
Похоже, мироздание готовит нас к какому-то очень большому кризису, отсюда — вал книг на тему «выжить и даже юморить можно в любой заднице».
И еще одна идея, которая звучит у всех ТОПов АТ: в реальном мире тоже все немного виртуально. После «Матрицы» в нереальность реала верят многие. Все в жизни: политика, законы, мораль, нравственность, идеалы, которым нас кормят из телевизора, экономика, государство, новости… — все ложь. Ну, или полуправда. Все — манипуляции с целью принести кому-то прибыль. Все — игра. Но если разобраться в правилах и багах игры, то можно «хакнуть» любую реальность.
Шевели лапками, зомби, выкапывайся из могилы, тебя ждет великое будущее! Не знаю, как на других сайтах прямых продаж, на АТ — так.
О героях
Много темного, много темной фэнтези и нуара. Соответственно, благостных праведников среди героев — минимум. В лучшем случае, просто порядочные люди с какими-то внутренними понятиями о «хорошо» и «плохо». Но часто — типаж «задрота-супермага» в полном соответствии с мудрой фразой: «Раб не хочет стать свободным, он хочет быть рабовладельцем». Их нагибали — теперь они нагибают. Читателям — тем же задротам, только без суперспособностей, — приятно ассоциировать себя с такими героями, а автору — профит. Это — то, что касается ТОП-50 и моды. Наиболее интересные с литературной точки зрения авторы располагаются на 50-400 позициях ТОПа. Тут и «старые» писатели вроде Г.Л. Олди и Ника Перумова (которые, кстати, не входят даже в первую сотню), и относительно нераскрученные авторы, которые пишут не только «форматные» вещи, но и «неформатную» беллетристику. Причем, что интересно, многие коммерческие авторы публикуют бесплатные очерки и рассказы в блогах. Дескать, романы — заработок, а это — так, для души и с фрэндами потрепаться. Не работа, а развлечение.
Об окружающей среде
На АТ публикуется много качественных читательских отзывов и даже вполне сносных рецензий. Есть даже инструкция, как писать рецензии, и что имеет право называться рецензией. Конечно, не все рецензии качественные, сейчас идет дискуссия по поводу влияния «марафонов рецензий» на их качество. Но факт есть факт: постоянные конкурсы рецензий, марафоны «ты — мне, я — тебе», на которых авторы что-то читают друг у друга и пишут отклики. То есть формируется своя культура критики.
Наибольшие авторитеты — «старые» авторы вроде Г.Л. Олди или Перумова. Олди — вообще любимчики, они постоянно выдают забавные заметки в блогах и снисходят порой до того, чтобы прочитать какого-нибудь нераскрученного автора и опубликовать отклик на него.
Также сайт постепенно стал обрастать авторами-иллюстраторами, редакторами и корректорами…
Наталья Чернышева: Продаман
На Продаман я пришла в 2016 году с Самиздата Мошкова, где в силу ряда причин оставаться уже не хотелось. Я искала возможность монетизации своего творчества. Нет ничего плохого в том, что продать текст тем, кто готов за него заплатить. СИ Мошкова такой возможности не предоставлял.
Но если в 2005 году, когда я только начинала выкладывать тексты в сеть, СИ был единственным ресурсом, то в нулевые появились Литэра (нынешний Литнет) и Призрачные Миры, после к ним добавились Автор.Тудей, Литмаркет и другие сервисы электронных продаж.
Продаман является дочкой Призрачных Миров, и если на Мирах можно размещать только платные книги и так называемые платные впроцессники — подписки на тексты с продолжением, то на Продамане у автора больше свободы: можно разместить как платные, так и бесплатные тексты, как большие романы, так и маленькие рассказы или сборники. Всё, что автор хочет. И так, как хочет.
Кроме того, на Продамане вовсю идёт конкурсная движуха: литмобы и собственно конкурсы; я успела поучаствовать в нескольких, один даже выиграла. Есть возможность вести блог, чем многие пользуются. Блог у иного автора иногда бывает популярнее, чем его книги.
Большая часть аудитории Призрачных Миров и, как следствие, Продамана — читатели романтического фэнтези, сайт ориентирован на любовную прозу. Но это не значит, что на Продамане совсем нельзя собрать аудиторию под фантастику! Можно.
Проблема современных коммерческих авторов именно в этом — в читательской аудитории. Её нужно собирать, холить и лелеять: постоянным читателям предоставлять промокоды, например, вести розыгрыши, рассказывать о себе и своих книгах в соцсетях. Постепенно аудитория собирается, особенно если участвуешь в литмобах и конкурсах. Это бесплатная реклама: ты участвуешь в серии, на серию выделяется реклама от сайта, в серии есть более известные имена. Для участников литмобов команда Продамана предоставляет брендированные обложки, все, что тебе нужно — подобрать картинку для обложки, отправить дизайнеру Продамана, указав имя автора, название и литмоб, где будет участвовать книга. И обложка готова. Выбор среди литмобов большой, их анонсируют заранее на весь год, чтобы авторы начинали писать под них сразу, не дожидаясь старта.
А ещё много всякой интересной движухи, которую организуют авторы через блоги. Например, «Клиника пластической хирургии» — там собираются те, кто хочет получить критический взгляд на лицо своего текста: обложку, теги и аннотации. В ответ тоже ходишь и высказываешься. «Марафон дай пять» — участники читают первые три страницы текста друг друга и их оценивают. «Литературное кафе» — а давайте напишем рассказ на 10 тысяч знаков, который будет начинаться с определённой фразы, например: «Он смотрел на фотографию женщины, которую любил…», а дальше ваша фантазия, как это реализовать: фантастика, фэнтези, реал-проза.
Продаман лично мне нравится тем, что эта площадка не имеет никаких ограничений. Здесь рады всем, и топам, и нетопам, и тем, кто желает выкладывать свои тексты бесплатно.
На Продамане существует система наград от читателей: если читателю хочется подарить автору вкусняшку, он может купить печеньку, тортик, шоколадку, и 60% пойдёт автору на счёт, а 40% заберёт себе сайт. Если же читатель оскорблён текстом до глубины души, он может купить Фигню и Большую Фигню, которые стоят 500 и 1000 соответственно, из которых автору… тоже пойдет на счет 60% от суммы. Хоть и обидно, но деньги заработал.
А вот анонимно комментировать и ставить оценки не получится. На случаи травли админы реагируют быстро.
О топах
Я читаю серию Ириной Котовой «Королевская Кровь». Сначала в процессе написания читала, потом нервы сдали, уж очень у Иры яркие и эмоциональные продолжения всегда, сил никаких нет дождаться очередной выкладки. Жду, когда допишет книгу, и только потом покупаю её. «Королевская Кровь» — хороший образец женской фэнтези-прозы: огромный мир, множество героев, как следствие — множество сюжетных линий, и вовсе не все про любовь и секс. Дружба, расследования, предназначение, вера и преступления во имя нее, Боги, простые смертные, вторжение иномирян, — всё есть. Читатели не зря голосуют рублём.
Это не значит, что на сайте есть только ромфант и любовное фэнтези! На самом деле, здесь есть всё, только нужно настроить списки избранного. Главный критерий — хорошая книга. Жанр может быть любым.